К молодости и совершенству без операций и боли
В рамках проекта «История успеха с Cynosure» серию ярких бизнес-кейсов от управленцев лучших российских клиник косметологии и эстетической медицины представляет Umetex Aesthetics.
Компания с 15-летним стажем в дистрибуции косметологических лазеров объединила лучшие примеры бизнес-стратегий и тактик для стартапов и крупных сетей в эстетической медицине, новейшие технологии и методики омоложения со знанием, как с минимальными вложениями адаптировать свой бизнес к текущим экономическим реалиям, не откладывая получать стабильный доход в любой ситуации.
Заместитель главного врача, врач-косметолог, -лазеротерапевт, -физиотерапевт, специалист превентивной медицины и эксперт сообщества UmetEXPERTS Оксана Чащина с 2019 года развивает в сети клиник «Атлас» направление эстетической медицины и дерматовенерологии. Доктор рассказала о принципах партисипативного подхода к здоровью, главных факторах профилактики старения, последних тенденциях в косметологии и потенциале современных косметологических аппаратов.
— Оксана, что изменилось за годы, что вы работаете в косметологии?
— Пару десятилетий назад знания о косметологии были весьма ограниченны. Например, тогда об анатомии кожи мы знали только то, чему нас учили в институте. Сегодня же врачи-косметологи, эстетисты и пластические хирурги могут посещать кадаверные курсы (диссекционные, или кадаверные, курсы — медицинский термин, обозначающий процесс иссечения тканей у живого человека или трупа), посмотреть, как именно происходит влияние определенных инъекционных методик, как на самом деле выглядит та самая мышца, с которой мы работаем и что происходит с филлером при введении.
В то время, в начале нулевых филлеры, конечно, применялись. Врачи использовали и препараты, которые не всегда оказывали ожидаемый эффект. Но главное — не существовало четких, научно обоснованных методик и ориентиров.
Сегодня же косметология стала высокотехнологичной отраслью медицины.
— Можно ли говорить о том, что и в косметологии есть мода? Изменились ли запросы пациентов за эти годы?
– Да, конечно. К счастью, мода на вульгарность и огромные перекачанные губы проходит. Сейчас пациенты все чаще хотят подчеркивать природную красоту, а не перекраивать себя по чьему-то подобию.
Я убеждена, что каждый человек по-своему красив, но в стремлении измениться и омолодиться нужно грамотно расставлять акценты и приоритеты. И лучше доверить это профессионалу — врачу с чувством вкуса и умением анатомически правильно «выстроить» лицо человека. Сейчас для эстетического развития специалистов-косметологов даже организовывают лекции в крупных музеях, показывают лучшие образцы мирового искусства, рассказывают, как можно использовать игру света и тени.
Кроме того, современная косметология базируется на положении о том, красота — это, в первую очередь, здоровье, в том числе и кожи. Плюс — общий тренд на выраженную гендерность: у женщин косметолог подчеркивает в лице женственность, у мужчин — мужественность.
— Как в эти годы развивалась техническая сторона косметологии?
— Если говорить об аппаратной косметологии, то истоки этого подхода лежат в физиотерапии. Вспомните фильм «Любовь и голуби», где героям Александра Михайлова и Людмилы Гурченко в санатории назначали оздоравливающие и омолаживающие процедуры, например, электрофорез, электросон. Тот же электрофорез — прообраз современных косметологических аппаратов. Он воздействует через кожу на подлежащие органы, вызывая изменения на уровне биохимии, метаболизма.
Именно на базе физиотерапевтических методик специалисты разработали оборудование, применяемое в косметологии. Кстати, большинство аппаратов, которые изначально создавались для эстетической медицины, сейчас используются и в других областях: лазер, ультразвук, радиоволны применяются во флебологии, гинекологии, дерматологии, хирургии.
Так что косметология шагнула очень далеко. От огромного количества эстетических проблем, таких как дряблость кожи, стрии, рубцы, пигментация сейчас избавляют без операций и почти без боли. С помощью тех методов, тех инструментов и аппаратов, которые сегодня есть в нашем арсенале, косметологи получили совершенно невероятные и, главное, безопасные возможности для омоложения, улучшения качества кожи и коррекции эстетических недостатков у пациентов.
— Оксана, почему вы выбрали медицину и именно косметологию?
— После школы я без трудностей поступила в Сибирский государственный медицинский институт в Томске — вуз с потрясающей клинической и исследовательской базами. Учиться было интересно, хотя и очень непросто. Но так получилось, что, уже будучи студенткой пятого курса, я вышла замуж и переехала в Москву. Сначала перевелась в Московский государственный медико-стоматологический университет им. Евдокимова, а затем поступила в ординатуру Российской медицинской академии профессионального образования (РМАПО) по специальности «Кожные и венерические болезни». К тому времени я уже решила стать косметологом.
— После переезда в Москву из провинции заметили ли вы разницу в том, как выглядят люди, как за собой ухаживают?
— Да, тогда меня поразило, что столичные жители следят не только за внешностью, но и за здоровьем. Москвичи и сейчас уделяют этому много времени, сил и не жалеют денег на качественный уход за собой. Возможности косметологии в столице меня впечатлили. Было удивительно, что всего за пару часов можно кардинально преобразить человека. Поэтому, еще учась в ординатуре, я поступила на курсы косметологов при медицинском центре и начала вести прием пациентов на базе салона красоты.
С тех пор больше я ни о какой другой специальности и слышать не хотела. В какой-то момент осознала, что косметология — это медицина будущего, а еще через несколько лет через косметологию пришла в сферу антиэйдж.
В 2011 меня пригласили в единственную в России в то время клинику, ориентированную именно на антиэйджинг и противовозрастную терапию. Через несколько лет на ее базе был создан медицинский центр «Атлас» — первый в стране центр персонифицированной медицины.
— Раз уж вы уже упомянули клинику, расскажите, чем она отличается от других медицинских заведений того же профиля.
— Многопрофильная клиника «Атлас» изначально создавалась как пространство превентивной медицины. Иными словами, главная стратегия в этом учреждении — предотвратить развитие заболевания или «поймать» болезнь на ранней стадии, чтобы максимально быстро избавить человека от проблемы, устранить не симптомы, а именно причины, которые вызвали сбой в организме.
В клинике с помощью различных лабораторий не только оперативно диагностируют уже имеющиеся заболевания, но и выявляют предрасположенность к определенным патологиям.
Кроме того, «Атлас» — это клиническая база Национального медико-хирургического Центра имени Н. И. Пирогова, а также РМАПО. Поэтому мы имеем возможность оперативно консультироваться со специалистами высшей квалификации, докторами наук, профессорами.
— К решению косметологических проблем нужно подходить комплексно, с привлечением врачей из других отраслей. Верно?
— Да, все так. К нам в отделение косметологии и дерматологии ежедневно попадают пациенты с гиперпигментацией. Многие считают ее лишь неприятным косметическим дефектом. Но это состояние может быть вызвано проблемами со здоровьем: сбоем в работе желудочно-кишечного тракта, нехваткой определенных белковых структур в крови, недостатком железа, хроническими воспалительными процессами.
Понятно, что в таких случаях решать проблему гиперпигментации нужно комплексно, используя интегративный подход и привлекая необходимых специалистов (эндокринологов, гинекологов, гастроэнтерологов), чтобы устранить не только внешний недостаток, но и возможную причину развития заболеваний.
– Как технически оснащено ваше отделение?
– Для достижения оптимального результата для каждого нашего клиента с его уникальным случаем у нас действуют различные сочетанные протоколы, включающие широкий спектр методик и технологий. Все люди физиологически индивидуальны, и поэтому только специально скорректированный персонализированный протокол обеспечит максимальную эффективность и безопасность. Мы работаем только с проверенными годами компаниями-дистрибьюторами, которые не просто представляют сертифицированную технику лучших мировых производителей, но, как в случае с Umetex Aesthetic, обеспечивают глубокую экспертизу и содействуют в научном подходе, помогая разрабатывать различные сочетанные протоколы.
Например, наиболее эффективная на сегодняшний момент технология в борьбе с пигментацией и сложными татуировками — мощный, но безопасный пикосекундный лазер Picosure от Cynosure, который дает стойкий результат за минимальное количество процедур. Приобретение этого лазерного аппарата с длиной волны 755 нанометров и пикосекундной подачей импульса было значимым шагом вперед для нашей клиники. Он позволяет работать на разных уровнях кожи и решать разные задачи, как то решение проблем старения, морщин, заломов, изменение микрорельефа кожи, птозные явления, патологические и генетические пигментные образования, изменение рельефа, связанного с рубцовыми деформациями (постакне и рубцы других видов). Подчеркну, что мы применяем две насадки для аппарата (в большинстве учреждений только одна — это дорогое оборудование), за счет чего можем использовать сочетанный протокол, объединяющий Picosure с инъекционным (до или после манипуляций), или с химическим воздействием: пилингами или другими препаратами наружного нанесения.
Также высоким спросом у клиентов пользуется александритовая эпиляция Apogee+, которая быстро и эффективно избавляет от нежелательных волос и считается золотым стандартом лазерной эпиляции во всем мире. Мы в клинике регулярно применяем эту технологию, которая успешно работает с гипертрихозом любых масштабов и этиологии (увеличенного количества волос), а также обеспечивает высокую доступность к самым сложным зонам. Проще говоря, с помощью этого аппарата можно делать эпиляцию в абсолютно любом участке тела человека. Высокий профиль безопасности позволяет использовать данный вид воздействия с большей производительностью без влияния на здоровье клиента.
— Какие у вашего отделения клиники есть собственные научные разработки или методики?
— Косметология — это огромный блок медицины, который пока не стандартизирован, поэтому каждый наш врач имеет определенные наработки и свой взгляд на те или иные проблемы. Но главное, что объединяет всех специалистов клиники, — это стремление использовать комплексный подход для получения более выраженного эффекта омоложения за счет качественного изменения всех подлежащих органов и систем. При таком большом парке оборудования, который есть в «Атласе», это стало реальностью. А разнообразные программы, которые мы предлагаем пациентам, усиливают действие друг друга, обладают синергическим эффектом.
— А как это выглядит на практике?
— Допустим, мы проводим омоложение на аппарате PicoSure и одновременно используем какую-то инъекционную методику. Или во время одной процедуры на этом аппарате работаем с применением нескольких насадках, получая более выраженный эффект.
— В ходе беседы вы упомянули о связи косметологии и антиэйджинга. Расскажите об этом подробнее.
— С одной стороны нельзя отрицать, что мы не вечны — любой живой организм, в том числе и человек, естественным образом запрограммирован на старение и гибель. Но затормозить старение возможно именно при помощи косметологии, потому что она использует высокотехнологичные и перспективные методы антиэйджинга. В нашем случае они применяются локально, на коже и мягких тканях, но мы не должны забывать, что воздействие даже на небольшие участки кожи запускает процесс не только в этой зоне: передача биохимических и физиологических сигналов идет дальше по всему организму.
Большинство аппаратных методик в косметологии — это контролируемая травматизация в определенной зоне, которая запускает процесс асептического воспаления. В ответ на него органы и системы приходят в состояние готовности и посылают в зону травматизации все для репарации, например, витамины и микроэлементы. Вот все эти процессы в совокупности и запускают омоложение.
Но бороться со старением только аппаратными и инъекционными методиками нельзя. Поэтому задача грамотного косметолога — обучить пациентов правилам здорового образа жизни. Важно следить за здоровьем, правильно питаться, подбирать необходимые физические нагрузки, соблюдать режим сна и отдыха, минимизировать стресс.
Наконец, для профилактики старения необходимо регулярно проходить медицинские обследования. Базовый check up, который включает биохимические анализы крови, исследование мочи, кала, дает возможность посмотреть, каким образом работают все системы организма. И здоровому человеку старше 30 лет такие обследования нужно проходить ежегодно.
Интервью провела и подготовила к публикации Мария Ганиянц